Право на приобретение лекарственных средств

Отпуск лекарственных средств

Общие положения

Основным документом, регулирующим оборот лекарственных средств, является Закон Украины «О лекарственных средствах» от 04.04.96 N 123 . Именно им определены вопросы создания, регистрации, производства, контроля качества и реализации лекарств, а также права и обязанности предприятий, граждан и государственных органов.

Оглавление:

Что же такое лекарственное средство? Прежде всего, это вещество (комбинация веществ), которое обладает свойствами и предназначено для лечения или профилактики заболеваний у людей, или вещество (комбинация веществ), которое может быть предназначено для предупреждения беременности, восстановления, коррекции либо изменения физиологических функций у человека путем осуществления фармакологического, иммунологического или метаболического действия или для установления медицинского диагноза.

К лекарственным средствам законодатель относит:

— готовые лекарственные средства — дозированные лекарства в том виде и состоянии, в котором их применяют, прошедшие все стадии производства (изготовления);

— активные фармацевтические ингредиенты — вещества, которые предназначены для использования в производстве лекарственных средств и во время этого использования становятся их активными ингредиентами;

— средства, используемые для выявления возбудителей болезней, а также борьбы с возбудителями болезней или паразитами;

— лекарственные косметические средства и лекарственные добавки к пищевым продуктам;

— продукция «in bulk» — лекарственное средство, предназначенное для производства готового лекарственного средства, которое прошло все стадии технологического процесса, кроме стадии фасовки и/или конечной упаковки и маркировки.

Существует четкое распределение лекарственных средств на рецептурные и безрецептурные. Рецептурный препарат отпускается из аптечного учреждения только по рецепту, а безрецептурный соответственно официально разрешено отпускать из аптеки без рецепта врача. При этом список препаратов, разрешенных к отпуску из аптеки без рецепта, утверждается приказом Минздрава.

Так же выделяются наркотические, психотропные, сильнодействующие и ядовитые лекарственные средства.

Оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров регулируется отдельным Законом Украины от 15.02.95 N 60 . Постановлением КМУ от 06.05.2000 N 770 утвержден Перечень наркотических, психотропных лекарственных средств, а также прекурсоров. Перечни ядовитых и сильнодействующих препаратов утверждены приказом Минздрава Украины от 17.08.2007 N 490 .

Отдельно определен Перечень комбинированных лекарственных средств, содержащих малое количество наркотических средств или психотропных веществ и прекурсоров, утвержденный приказом Минздрава от 23.11.2007 N 202 .

Условия отпуска лекарственных средств

Государственную регистрацию осуществляет Минздрав на основании заявления и результатов экспертизы регистрационных материалов на лекарственное средство, проведенной Государственным экспертным центром (далее — Центр).

Если лекарственное средство зарегистрировано Европейским агентством по лекарственным средствам, государственная регистрация оригинального лекарственного средства осуществляется без проведения указанной экспертизы на основании заявления, регистрационных материалов, в том числе отчета по оценке регистрационного досье Европейского агентства, и заключения Центра относительно соответствия инструкции о применении и методов контроля качества лекарственного средства регистрационным материалам.

Государственная регистрация лекарственного средства, предназначенного исключительно для лечения туберкулеза, ВИЧ/СПИДа, вирусных гепатитов, онкологических и редких (орфанных) заболеваний, которое зарегистрировано компетентным органом США, Швейцарии, Японии, Австралии, Канады или ЕС как лекарственное средство, осуществляется на основании заявления и заключения Центра, составленного по результатам проведения проверки приложенных к заявлению материалов.

После регистрации лекарственное средство может применяться в Украине в течение 5 лет.

Не подлежат государственной регистрации лекарственные средства, которые изготавливаются в аптеках по рецептам врачей и по заказу лечебно-профилактических учреждений из разрешенных к применению действующих и вспомогательных веществ.

Реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения возможна только через аптеки и их структурные подразделения, которые имеют соответствующую лицензию. Если же аптека осуществляет отпуск наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, она должна иметь отдельную лицензию.

Порядок отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения из аптек и их структурных подразделений утвержден приказом Минздрава от 19.07.2005 N 360 .

Следует отметить, что письмом от 17.11.2010 N 3.44-9/166 Минздрав утвердил Минимальный перечень запаса лекарств для лечения и профилактики гриппа и ОРЗ у взрослых, который должен быть в учреждениях здравоохранения.

Кроме того, в аптеках могут продаваться изделия медицинского назначения (в т. ч. оптика), дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены (средства для ухода за полостью рта, средства для и после бритья, мыло туалетное, шампуни), природные и искусственные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питание, другие специальные пищевые продукты, лечебные косметические средства (кремы, шампуни, соли, лосьоны, эликсиры), репелленты. Этот перечень сопутствующих товаров утвержден приказом Минздрава от 06.07.2012 N 498 .

Реализация лекарственных средств в аптеке должна отвечать ряду условий. Так, к торговле допускаются только зарегистрированные в Украине лекарственные средства при наличии сертификата качества.

При этом, покупая лекарственное средство, потребитель вправе потребовать этот сертификат, копию которого, согласно Порядку N 360 , должны предоставить в срок не более чем одни сутки. Торговля лекарствами, срок годности которых истек, а также некачественными, фальсифицированными или на которые отсутствует сертификат качества, запрещается.

Однако необходимо внимательно смотреть, что вы покупаете, т. к. вернуть уже купленное лекарство нельзя. Этот вопрос регламентирован постановлением КМУ от 19.03.94 N 172 «О реализации отдельных положений Закона Украины «О защите прав потребителей» . Согласно приложению N 3 к этому постановлению лекарственные средства, изделия медицинского назначения (а также предметы сангигиены, зубные щетки и др.) надлежащего качества не подлежат обмену (возврату), если они не удовлетворяют потребителей по любым причинам. Аналогичную норму содержит п. 16 Порядка N 360 .

Следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей» вышеуказанные товары подлежат замене либо возврату в случае, если они окажутся ненадлежащего качества, с недостатками или фальсифицированными и покупатель вернул их до истечения срока годности. При этом требования покупателя о замене или возврате денег за товар не подлежат удовлетворению в том случае, если аптека докажет, что недостатки товара возникли вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения.

Обеспечение лекарствами при амбулаторном лечении

Лекарственные средства, которые при амбулаторном лечении отпускаются бесплатно и на льготных условиях, указаны в Перечне лекарственных средств отечественного и иностранного производства, утвержденном постановлением КМУ от 05.09.96 N 1071 .

Постановлением КМУ «Об упорядочении бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств по рецептам врачей в случае амбулаторного лечения отдельных групп населения и по определенным категориям заболеваний» от 17.08.98 N 1303 определены:

— Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарства отпускаются бесплатно или с 50-% скидкой . В частности, к ним относятся участники боевых действий, лица, имеющие особые трудовые заслуги перед Отечеством, «чернобыльцы», некоторые пенсионеры, дети до трех лет и дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, дети в возрасте от трех до шести лет, и другие;

При этом следует помнить, что такие рецепты выписываются врачами лечебно-профилактических учреждений по месту жительства больного или ведомственных лечебно-профилактических учреждений, в которых обслуживаются больные, имеющие право на бесплатный или льготный отпуск лекарств.

Источник: http://moepravo.ligazakon.ua/advices/sm000058.html

Право лекарственного обеспечения льготных групп населения

В Постановлении Правительства РФ перечислены перечни групп населения и категории заболеваний [1] , среди которых содержится указание на то, что инвалиды I и II неработающей группы, а так же дети-инвалиды до 18 лет и некоторые другие группы населения получают все необходимые лекарствабесплатно, а инвалиды II и III групп, признанные в установленном порядке безработными, с 50% скидкой. Также в данном Постановлении Правительства РФ содержится указание на то, что лица, страдающие некоторыми заболеваниями, например онкологическими, обеспечиваются всеми лекарственными средствами бесплатно за счет средств субъекта РФ.

Таким образом признание лица инвалидом I и II групп, также, как и постановка диагноза, например, «рак легкого», позволяет гражданину получать лекарства бесплатно.

Еще одна льготная группа [3] — граждане, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, обеспечиваются необходимыми лекарственными препаратами. К таким гражданам отнесены малоимущие семьи, а также малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Правительству РФ законом дано право устанавливать Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций[4].

В этом отношении следует сделать некоторые замечания. Прежде всего, право сформулировано в п.1 ч.1 ст. 6.2 ФЗ РФ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и гласит «В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты. »

Это означает, что Перечень, утверждаемый Правительством, должен включать в себя все препараты, входящие в стандарты, а так же препараты, назначаемые, помимо стандартов, по решению врачебных комиссий. Указание на рецепты указывает на амбулаторное применение препаратов;

2) утверждаемый перечень следует считать действующим только в рамках упомянутого закона, поскольку он относится к набору социальных услуг.

Получателями социальных услуг являются:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктахпункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

Еще раз повторим: перечень не может быть распространен на решения врачебной комиссии за пределами этого закона, например, на действие врачебной комиссии в рамках ФЗ РФ №323 от 21.11.2011. «Об основах охраны здоровья граждан», в частности, во избежание ограничения прав врачебной комиссии на назначение лекарств в случаях жизненных показаний или при непереносимости за пределами стандартов.

Указанный перечень так же не может быть применен для регулирования упомянутого ранее Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. №890, поскольку это постановление не регулирует набор социальных услуг, а имеет собственный объект регулирования – бесплатное обеспечение лекарствами определенных категорий граждан или при определенных заболеваниях.

[1] Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (с изменениями от 10 июля 1995 г., 27 декабря 1997 г., 3 августа 1998 г., 29 марта, 5 апреля 1999 г., 21 сентября 2000 г., 9 ноября 2001 г., 14 февраля 2002 г.)

[2] п. 34 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 №1175н (ред. от 02.12.2013) «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»

[3] в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

[4] Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. №2782-р

Источник: http://lekpravo.ru/teoriya-prava/novaya-stranica-3/

ДЛО в медицине — что это такое? Дополнительное льготное обеспечение лекарствами, список препаратов

ДЛО в медицине — что это? Это лекарственная помощь, которая оказывается бесплатно некоторым индивидам, имеющим право на государственную поддержку в виде определенного набора социальных услуг. Основная задача льготного лекарственного обеспечения – это организовать своевременное предоставление пациентам необходимых лекарств по рецептам медиков, а кроме того, повысить качество и уровень жизни малообеспеченных граждан. Участвуют в реализации льготного лекарственного обеспечения поликлинические и аптечные учреждения.

Немного истории

В 2004 году были внесены поправки и изменения в Федеральный закон «О социальной защите населения», и с января 2005 года в стране заработала федеральная программа ДЛО. Расшифровка аббревиатуры – дополнительное лекарственное обеспечение. С 2006 года были введены нормативы финансовых затрат на одного человека в месяц, получающего набор социальных услуг. Они пересматриваются ежегодно в сторону увеличения. В этом же году пациенты получили право отказываться от натуральных льгот в пользу выплат денежными средствами.

К сожалению, большая часть населения этим правом воспользовалась и отказалась от бесплатного получения натуральных льгот, выбрав деньги. А так как предоставление льготных лекарств осуществляется по страховому принципу, то денежных средств в регионах на закупку медикаментов стало недостаточно. Чем больше граждан выберут натуральные льготы, тем большая сумма средств поступит в бюджет области на закупку лекарственных препаратов.

ДЛО в медицине — что это? В 2008 году данная программа разделилась на две, которые действуют до настоящего времени:

  • ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами);
  • «Семь высокозатратных нозологий».

Финансируются они из средств федерального бюджета.

Государственная социальная помощь, оказываемая в виде набора социальных услуг

Несмотря на то что система обеспечения некоторых категорий граждан бесплатными препаратами существует более десяти лет, многих интересует, что такое набор социальных услуг и кому его дают, как на практике расшифровывается ДЛО в медицине? Законом определены индивиды, которые могут претендовать на государственную помощь в виде пакета социальных услуг (или его еще называют набором). К ним относятся:

  • инвалиды, в том числе и дети;
  • лица, указанные в Федеральном законе «О ветеранах».

В набор входят такие услуги, как:

  • Бесплатное предоставление в аптечном учреждении лекарств, изделий медицинского назначения и некоторых продуктов питания по особому рецепту доктора. Другими словами – это и есть дополнительное лекарственное обеспечение, т. е. ДЛО.
  • Проезд без оплаты к месту лечения и обратно.
  • Санаторное лечение на курорте.

Социальные услуги предоставляются на календарный год. С 2006 года индивид имеет право отказаться частично или полностью от них, написав до первого октября текущего года заявление в пенсионном фонде. В этом случае с будущего года вместо бесплатных услуг он будет получать денежную выплату. Заявление о возобновлении натуральной услуги также оформляется до первого октября текущего года. Норматив финансовых затрат на одного гражданина в месяц утверждается ежегодно. Ранее он устанавливался Федеральным законом, а с 2017 года – Правительством.

Закупки лекарственных препаратов для обеспечения льготной категории граждан

ДЛО в медицине – это также составление заявок на медикаменты, которые формируется в каждой поликлинике на определенный период: месяц, квартал, год. При их составлении учитывается количество лиц, имеющих право на дополнительное лекарственное обеспечение. Кроме того, при определении потребности медики ориентируются на утвержденный перечень лекарств.

Закупки медикаментов происходят по заявкам лечебных учреждений и в соответствии с требованиями, которые утверждены Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». На закупку выставляются препараты по международным непатентованным, а при их отсутствии — по группировочным наименованиям. В аптечные учреждения поступают лекарства уже под конкретными торговыми названиями, закупленными в результате конкурсных процедур. Выигрывает тот поставщик, который предложил наименьшую цену. Приоритет при закупках отдается отечественным производителям лекарств.

Перечни лекарственных препаратов

Список ДЛО – это перечень медикаментов для обеспечения отдельных категорий граждан, получающих амбулаторное лечение. Все лекарства, входящие в этот список, индивиды получают бесплатно, предъявив в аптечное учреждение рецепт. Перечни лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий населения утверждаются Правительством Российской Федерации. Все лекарства в них указаны по международным непатентованным наименованиям, а также в соответствии с анатомо-терапевтическо-химической классификацией. Кроме того, у каждого наименования медикамента перечислены лекарственные формы, которые пациент может получить бесплатно. Некоторые препараты отмечены звездочкой в списке, и это означает, что их назначение и выписывание рецептов осуществляется по решению врачебной комиссии учреждения здравоохранения. В настоящее время существует два списка ДЛО. В медицине это означает, что в одном перечислены лекарства для обеспечения больных с:

  • новообразованиями кроветворной, лимфоидной и родственной им тканей злокачественной природы;
  • кистозным фиброзом;
  • дефектом плазменных факторов свертывания;
  • сфинголипидозом;
  • рассеянным склерозом;
  • после пересадки тканей и органов;
  • карликовостью.

Всего в этот перечень включено 25 названий. Для каждого заболевания указаны конкретные препараты по международному непатентованному наименованию. Другой список, который намного шире, насчитывает более четырехсот препаратов, он предназначен для выписывания лицам, не отказавшимся от пакета социальных услуг в части лекарственного обеспечения.

На приеме у доктора пациенты интересуются, как получить бесплатно препарат, если он не включен в список ДЛО? В медицине такие вопросы рассматриваются на заседаниях врачебных комиссий, которые есть в любом поликлиническом учреждении. Если выносится положительное решение, то пациенту оформляется бесплатный рецепт, в противном случае корректируют лечение и выписывают другое лекарство, входящее в утвержденный список. На этих комиссиях также рассматриваются случаи назначения лекарств под конкретными торговыми названиями. Для льготной категории индивидов списки препаратов пересматриваются ежегодно.

ДЛО в медицине по сахарному диабету. Что это?

Это означает, что лица с сахарным диабетом, которые имеют право на определенные льготы, в частности, пакет социальных услуг, и которые не отказались от него в пользу денежной выплаты, могут получать бесплатно лекарства и медицинские изделия. Порядок обращения в медицинское учреждение и выписки рецептов такой же, как и для других льготных категорий. Медицинские изделия, а также лекарственные препараты для лечения сахарного диабета выписываются в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями. В списки входит:

  • широкий спектр препаратов инсулина;
  • сахароснижающие таблетированные средства;
  • медикаменты для лечения осложнений диабета;
  • наконечник для ручки-скарификатора;
  • система мониторинга глюкозы крови для домашнего использования;
  • игла-скарификатор автоматическая;
  • автоинъектор инсулина стандартный;
  • реагент глюкоза.

Как получить бесплатные препараты иногороднему?

Что это — ДЛО в медицине? Это возможность получить бесплатно лекарство для лечения имеющегося заболевания во всех регионах страны, а не только на территории постоянного проживания.

При наличии показаний пациенту выписывают бесплатный рецепт, с которым он обращается в аптеку. Если больной находится за пределами своей области, он также имеет право обратиться в любое учреждение здравоохранения поликлинического типа для выписки бесплатных рецептов. Перечень документов, которые необходимо будет предъявить:

  • СНИЛС;
  • полис ОМС;
  • документ, по которому можно удостоверить личность;
  • документ, дающий право на льготы (например, справка об инвалидности);
  • решение о назначении единовременной денежной выплаты;
  • выписку из амбулаторной карты или истории развития ребенка.

Расшифровка ДЛО. Выписка препаратов

Дополнительное лекарственное обеспечение, сокращенно ДЛО – это программа, направленная на то, чтобы:

  • сделать медицинскую помощь более доступной;
  • предоставить незащищенным слоям населения бесплатные высококачественные препараты.

Правом на получение бесплатных медикаментов наделены лица, не отказавшиеся от пакета социальных услуг. Для выписки рецепта следует обратиться в поликлинику, к которой индивид прикреплен на медицинское обслуживание. Если отсутствует возможность самостоятельного посещения лечебного учреждения, то доктора надо вызвать на дом. При первичном обращении в учреждение здравоохранения следует предъявить:

  • документ, по которому можно удостоверить личность;
  • полис ОМС;
  • СНИЛС;
  • документ, дающий право на льготы (например, справка об инвалидности);
  • решение о назначении единовременной денежной выплаты.

Доктор осуществляет выписку бесплатных рецептов на препараты в соответствии со списком ДЛО. Что это означает? Врач, исходя из жалоб, тяжести состояния пациента, а также согласно стандартам оказания медицинской помощи назначает медикаменты, входящие в перечень, предназначенный для некоторых индивидов, имеющих определенные льготы. Далее выписываются рецепты, по которым в аптечном учреждении больной получает препараты бесплатно. Все лекарства медицинские работники выписывают по международным непатентованным, а при его отсутствии по группировочным наименованиям. Сведения о том, какой препарат был назначен, разовая доза, кратность, способ введения, курс лечения, а также обоснование к его назначению вносятся в медицинскую амбулаторную карту. Если больному требуется одновременно назначить больше пяти медикаментов или свыше десяти в течение месяца, то решение о выписывании такого количества препаратов рассматривается на врачебной комиссии. Кроме того, по решению этой комиссии назначают психотропные и наркотические средства. Важно помнить, что бесплатные рецепты выписывают только гражданам, которые получают лечение в амбулаторных условиях.

Оформление рецептов

ДЛО в медицине — что это? Это обеспечение некоторых категорий граждан лекарственными препаратами по рецептам доктора бесплатно. При наличии показаний врач оформляет рецепт на необходимый медикамент, заполняя особый бланк. Отличие рецептурного бланка для выписки медикаментов льготной категории граждан заключается в следующем:

  • максимальный срок его действия составляет три месяца со дня выписывания;
  • выписывается два экземпляра рецепта, один – индивиду, другой подшивается в медицинскую карту;
  • при заполнении обязательно указывается номер полиса и медицинской карты, СНИЛС, код категории льготы и код заболевания в соответствии с МКБ-10.

С оформленным рецептом индивид обращается в аптечное учреждение.

Проблемы

ДЛО в медицине – это и некоторые проблемы, которые до настоящего времени остаются нерешенными:

  1. Дефицит федеральных денежных средств. Проблема недостаточного финансирования льготной программы является системной и существует длительный период.
  2. Списки медикаментов для обеспечения индивидов федеральной ответственности носят ограниченный характер. В настоящее время лица, получающие медикаменты за счет денежных средств федерального бюджета, также нуждаются в лечении жизненно необходимыми лекарственными препаратами, которые отсутствуют в утвержденных перечнях. Для удовлетворения этих потребностей ежегодно выделяются средства из региональных бюджетов.
  3. Существующий порядок формирования заявок и закупок препаратов приводит к тому, что в аптечные учреждения поступают медикаменты под разными торговыми наименованиями. По мнению практикующих докторов, это нарушает индивидуально подобранную терапию, а также порождает некий негатив со стороны больных.
  4. В связи с длительным периодом процедуры закупок нет возможности быстро закупить необходимые лекарства. При появлении вновь выявленных больных, в том числе и по результатам диспансеризации, нуждающихся в медикаментах, которые не были учтены в текущей заявке, образуется некий период ожидания. Причина заключается в следующем. Из-за недостатка денежных средств невозможно иметь постоянный резерв медикаментов по всему перечню.

Заключение

ДЛО – как расшифровывается номенклатура? Это программа льготного лекарственного обеспечения, направленная на ликвидацию различий в снабжении некоторых граждан лекарствами в разных регионах страны.

Итак, что значит — ДЛО в медицине? Это означает, что самые незащищенные слои населения могут получать бесплатно для лечения имеющихся патологий дорогостоящие и высокоэффективные лекарства по рецепту доктора. Их выписывают медики учреждений здравоохранения, работающие в системе ОМС. Докторам, участвующим в системе льготного лекарственного обеспечения, присваивается код, который указывается при оформлении рецептурного бланка. Получить по рецепту лекарство в аптеке может сам пациент или индивид, которому больной передал его.

Если выписанный препарат отсутствует в аптечном учреждении на момент обращения пациента, то осуществляется его отсроченное обслуживание, которое не должно превысить десяти дней.

Источник: http://businessman.ru/dlo-v-meditsine—chto-eto-takoe-dopolnitelnoe-lgotnoe-obespechenie-lekarstvami-spisok-preparatov.html

Продажа лекарственных средств: налогообложение, лицензирование, патентование

В майском номере журнала «Вестник налоговой службы» (№ 20) опубликована статья заместителя начальника Главного управления по работе с налогоплательщиками ГНА Украины Юрия Сильницкого. С любезного разрешения редакции журнала с небольшими сокращениями предлагаем ее вашему вниманию.

Реализации лекарственных препаратов придается особое значение в системе торговли субъектов предпринимательской деятельности. Это вызвано прежде всего тем, что такой вид деятельности подлежит лицензированию, патентованию, а также имеет некоторые особенности в порядке налогообложения.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В УКРАИНЕ

Общий порядок реализации лекарственных средств установлен ст. 19–23 закона Украины от 04.04.96 г. № 123/96-ВР «О лекарственных средствах». На территории Украины могут реализовываться только зарегистрированные лекарственные препараты, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом.

Для осуществления предпринимательской деятельности, связанной с реализацией лекарственных средств, необходимо получение лицензии (специального разрешения) в соответствии со ст. 4 закона Украины от 07.02.91 г. № 698-ХII «О предпринимательстве» (с изменениями и дополнениями).

Следует подчеркнуть, что реализацию лекарственных средств в Украине можно осуществлять только при наличии сертификата качества.

Что касается стоимости лицензий на право осуществления оптовой и розничной реализации лекарственных средств, то ее размер регламентирован постановлением Кабинета Министров Украины от 04.01.99 г. № 6 «О размерах и порядке зачисления платы за выдачу и переоформление лицензий на осуществление определенных видов предпринимательской деятельности» (с изменениями и дополнениями) и составляет:

— на производство и оптовую реализацию лекарственных средств — 12 необлагаемых минимумов доходов граждан для юридических лиц и 2 необлагаемых минимума доходов граждан для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности;

— на розничную реализацию лекарственных средств — 12 необлагаемых минимумов доходов граждан для юридических лиц и 2 необлагаемых минимума доходов граждан для физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности.

ПАТЕНТОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В соответствии с пунктами 3.2 и 3.6 ст. 3 закона Украины от 23.03.96 г. 198/96-ВР «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» (с изменениями и дополнениями) для осуществления деятельности по реализации лекарственных препаратов за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек необходимо приобретение льготного торгового патента (независимо от наличия лицензии).

Льготный торговый патент выдается субъектам предпринимательской деятельности или их структурным (обособленным) подразделениям, осуществляющим торговую деятельность исключительно с использованием следующих лекарственных препаратов (средств), медицинских принадлежностей и санитарно-гигиенических изделий: готовых лекарственных средств (лекарственных препаратов, лекарств, медикаментов, предметов ухода, перевязочных материалов и других медицинских принадлежностей), витаминов для населения, препаратов для ветеринарии, бумаги туалетной, зубной пасты и порошков, косметических салфеток, детских пеленок, тампонов, других видов санитарно-гигиенических изделий из целлюлозы или ее заменителей, термометров, индивидуальных диагностических приборов.

Продажа вышеуказанных товаров по льготному патенту осуществляется независимо от страны происхождения этих товаров.

При приобретении льготного торгового патента субъект предпринимательской деятельности вносит одноразовую плату в размере 25 гривень за весь срок действия патента (12 месяцев). Льготные торговые патенты приобретаются в установленном порядке в органах государственной налоговой службы по месту осуществления торговой деятельности (местонахождению пункта продажи товаров). При осуществлении торговли через передвижную торговую сеть торговый патент приобретается в налоговом органе по месту регистрации субъекта предпринимательской деятельности. Льготный торговый патент приобретается для каждого отдельного пункта продажи вышеуказанных лекарственных средств, препаратов и изделий медицинского назначения.

Основанием для приобретения льготного торгового патента является подача заявки в соответствие с установленной формой (приложение к Постановлению об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 13.07.98 г. № 1077).

В льготном торговом патенте обязательно приводится полный перечень товаров, предусмотренных для реализации. Следует учесть, что в случае если в ассортименте реализуемых лекарственных средств, изделий медицинского и санитарно-гигиенического назначения будут иметь место и другие товары, не включенные в вышеуказанный перечень, то субъект предпринимательской деятельности теряет право приобретения льготного торгового патента. В таком случае ему необходимо приобретать торговый патент на общих основаниях в соответствии с пунктами 3.4 и 3.5 ст. 3 закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности».

Торговый патент в обязательном порядке должен быть размещен: на фронтальной витрине магазина, а в случае ее отсутствия — возле кассового аппарата, на фронтальной витрине малой архитектурной формы,на табличке — для автомагазинов, развозок и других видов передвижной торговой сети, а также для лотков, прилавков и других торговых точек, открытых в отведенных для торговой деятельности местах.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРОДАЖЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В соответствии с пп. 5.1.7 п. 5.1 ст. 5 закона Украины от 03.04.97 г. № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» (с изменениями и дополнениями) освобождены от обложения НДС операции по продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения, зарегистрированных в Украине в установленном порядке, в том числе по предоставлению услуг по такой продаже аптечными учреждениями.

При этом необходимо учесть, что при продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения, освобожденных от налогообложения, суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением товаров (работ, услуг), стоимость которых включается в состав валовых расходов производства (обращения), основных фондов и нематериальных активов, подлежащих амортизации, относятся соответственно на валовые расходы производства (обращения) и на повышение стоимости основных фондов и нематериальных активов. В налоговый кредит такие суммы не включаются (пп. 7.4.2 п. 7.4 ст. 7 Закона).

В случае если субъект предпринимательской деятельности осуществляет операции по продаже как лекарственных средств и изделий медицинского назначения, освобожденных от НДС, так и товаров общеторгового ассортимента, являющихся объектом налогообложения, и в процессе осуществления таких операций используются одновременно одни и те же товары (работы, услуги), то между этими операциями следует осуществлять распределение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных (начисленных) при приобретении таких товаров (работ, услуг). Такое распределение необходимо с целью правильного определения сумм НДС, подлежащих включению в состав налогового кредита.

Если товары (работы, услуги), изготовленные и/или приобретенные, частично используются в облагаемых налогом операциях, в суммы налогового кредита включается та доля уплаченного (начисленного) налога при их изготовлении или приобретении, которая соответствует доле использования таких товаров (работ, услуг) в облагаемых налогом операциях отчетного периода (пп. 7.4.3 п. 7.4 ст. 7 Закона). Для этого следует вести отдельный учет валовых расходов таких операций, который отображается в Книге учета приобретения товаров (работ, услуг), порядок ведения которой утвержден приказом ГНА Украины от 30.05.97 г. № 165 (с изменениями, внесенными приказом ГНА Украины от 08.10.98 г. № 469).

В случае вывоза (экспортирования) лекарственных средств и изделий медицинского назначения, операции по продаже которых на территории Украины освобождены от НДС, за пределы таможенной территории Украины взимается НДС в размере 20%. Нулевая НДС в этом случае не применяется (п. 6.3 ст. 6 Закона).

В случае осуществления бартерных (товарообменных) операций на территории Украины с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, операции по продаже которых освобождаются от НДС, также применяется полная ставка НДС в размере 20% установленной базы налогообложения. Это определено ст. 12 Указа Президента Украины от 07.08.98 г. № 857/98 «О некоторых изменениях в налогообложении». Право на получение налогового кредита во время осуществления таких операций возникает в момент осуществления каждой из частей заключительной (балансирующей) операции в сумме, пропорциональной таким частям.

Следует также отметить, что в отдельных случаях по решению Кабинета Министров Украины, Пенсионного фонда и других органов могут производиться взаимозачеты по погашению задолженности бюджетных учреждений за полученные ими лекарственные препараты и изделия медицинского назначения путем погашения поставщикам таких лекарственных средств и изделий медицинского назначения задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты, по выплате пенсий и заработной платы лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. По этому поводу ГНА Украины в письме от 14.06.99 г. № 692/3/отметила, что такие операции не должны в данном случае рассматриваться как бартерные (товарообменные), по которым согласно Указу Президента Украины от 07.08.98 г. № 857/98 НДС исчисляется по полной ставке. Что касается налогообложения прибыли, полученной субъектами предпринимательской деятельности от реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, то законом Украины в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» (с изменениями и дополнениями) льготы по освобождению от уплаты налога на прибыль от реализации таких товаров не предусмотрены. Прибыль субъекта предпринимательской деятельности, полученная в отчетном периоде от реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения, подлежит налогообложению по ставке 30% (кроме предприятий, основанных всеукраинскими общественными организациями инвалидов, на которые распространяется льготный режим налогообложения прибыли, условия предоставления которого регулируются пп. 7.12.1 п. 7.12 ст. 7 Закона).

Прибыль от осуществления операций по продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения определяется в общеустановленном порядке (п. 3.1 ст. 3 Закона):

ВД – ВР – А = П; П х С = Н, где ВД — сумма скорректированного валового дохода (п. 4.3 ст. 4 Закона); ВР — сумма валовых расходов (ст. 5 Закона, с учетом требований п. 5.9 ст. 5); А — амортизация (ст. 8 Закона, с учетом п. 22.4 ст. 22); П — прибыль (объект налогообложения); С — ставка налога на прибыль (п. 10.1 ст. 10 Закона); Н — сумма налога на прибыль.

Следует отметить, что начиная со II квартала 2000 г. к нормам амортизации применяется понижающий коэффициент 0,8 в соответствии с законом Украины от 02.03.2000 г. № 1523-III «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения», которым продлено на 2000 год действие п. 22.4 ст. 22 закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

Даты увеличения валовых расходов и валового дохода при осуществлении операций по продаже лекарственных средств и изделий медицинского назначения определяются в соответствии с правилами ведения налогового учета, установленными ст. 11 Закона, т. е. методом «начисления».

Датой увеличения валового дохода предприятия при продаже лекарственных средств считается тот налоговый период, в течение которого происходит первое из событий:

— либо дата зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) лекарственных препаратов на банковский счет продавца в оплату этих товаров, подлежащих реализации; при продаже лекарственных препаратов за наличные средства — дата их оприходования в кассе продавца, а при отсутствии таковой — дата инкассации наличности в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога — продавца лекарственных средств;

— либо дата отгрузки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения.

При продаже лекарственных средств и изделий медицинского и санитарно-гигиенического назначения с оплатой за счет бюджетных средств дата увеличения валового дохода определяется по «кассовому методу», т. е. по дате поступления таких денежных средств на расчетный счет продавца лекарственных препаратов и изделий медназначения либо получения соответствующей компенсации в любом другом виде (пп. 11.3.5 п. 11.3 ст. 11 Закона).

Что касается даты увеличения валовых расходов предприятия, осуществляющего деятельность по закупке и дальнейшей продаже лекарственных средств, то она определяется также по первому произошедшему событию:

— либо по дате списания денежных средств с банковского счета предприятия на оплату лекарственных средств, а в случае их приобретения за наличные средства — по дате их выдачи из кассы плательщика налога;

— либо по дате оприходования предприятием лекарственных препаратов. При этом следует учесть, что если на протяжении отчетного периода предприятие получило и оприходовало лекарственные препараты, но не оплатило их стоимость поставщику в этом же отчетном периоде и при этом срок оплаты согласно договору истек, то на валовые расходы такие суммы относятся только в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была осуществлена фактическая оплата за приобретенные лекарственные средства, подтвержденная платежными документами. Согласно пп. 5.3.9 п. 5.3 ст. 5 Закона не разрешается включать в состав валовых расходов затраты предприятий, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения налогового учета.

При осуществлении бартерных (товарообменных) операций с лекарственными средствами даты увеличения валового дохода и валовых расходов определяются в соответствии с подпунктами 11.3.4 и 11.2.3 ст. 11 вышеуказанного Закона.

Субъекты малого бизнеса — предприятия по реализации лекарственных средств любых организационно-правовых форм и форм собственности могут перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (уплату единого налога в размере 6 или 10% суммы выручки от реализации). Такое право им дано Указом Президента Украины в редакции от 28.06.99 г. № 746/99 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». При этом среднеучетная численность работающих на таких предприятиях не должна превышать 50 человек и объем годовой выручки от реализации — 1 млн грн. Кроме того, в уставном фонде таких предприятий доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должны превышать 25%.

Перейти на уплату единого налога субъект малого предпринимательства, отвечающий требованиям вышеупомянутого Указа Президента Украины, может с начала любого отчетного периода (квартала). Для этого в налоговый орган следует подать заявление в соответствии с установленой формой не позднее чем за 15 дней до начала отчетного периода с указанием ставки налога. При этом предприятие не должно иметь задолженности по уплате налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период.

Субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность по продаже лекарственных средств и перешедшие на упрощенную систему налогообложения, самостоятельно выбирают одну из вышеуказанных ставок единого налога, от которой зависит, быть или не быть плательщиком НДС при продаже товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению (при уплате единого налога в размере 10% суммы выручки от реализации предприятие не является плательщиком НДС, т. е. налоговое обязательство и право на налоговый кредит у него отсутствуют). Плательщики единого налога освобождаются от уплаты налогов, сборов и обязательных платежей, указанных в ст. 6 Указа Президента Украины от 28.06.99 г. № 746/99, в том числе и от платы за торговые патенты.

Необходимо также учесть, что предприятия по реализации лекарственных средств, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не имеют права применять другой способ расчетов за отгруженные лекарственные препараты и изделия медицинского назначения, кроме наличного и безналичного расчетов денежными средствами. Выручкой от реализации у таких предприятий считаются суммы, фактически полученные на расчетный счет или/и в кассу по осуществлению операций по продаже лекарственных препаратов, медикаментов, санитарно-гигиенических изделий и других товаров (работ, услуг). В соответствии с Порядком ведения Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства — юридического лица, который применяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденным приказом ГНА Украины от 12.10.99 г. № 554, зарегистрированным Минюстом Украины 19.10.99 г. под № 713/4006, в общую сумму выручки и внереализационных доходов для целей налогообложения включаются все поступления, имевшие место у предприятия в отчетном периоде от продажи товаров (работ, услуг), имущества, включая основные

Источник: http://www.apteka.ua/article/10804

Аптеки: требования к организации работы, бухгалтерский и налоговый учет

Ссылаясь на действующее законодательство Украины, определимся с основными терминами и понятиями, о которых пойдет речь.

Лекарственные средства — это вещества или их смеси природного, синтетического или биотехнологического происхождения, которые применяются для предотвращения беременности, профилактики, диагностики и лечения заболеваний людей или изменения состояния и функций организма (Закон о лекарственных средствах).

Аптечный киоск — структурное подразделение аптеки, основной задачей которого является обеспечение населения лекарственными средствами путем осуществления розничной торговли готовыми лекарственными средствами, отпускаемыми без рецепта врача.

Аптечный пункт — это структурное подразделение аптеки, создаваемое в лечебно-профилактических заведениях, основной задачей которого является обеспечение населения лекарственными средствами путем осуществления розничной торговли готовыми лекарственными средствами.

Розничная торговля лекарственными средствами — деятельность по приобретению, хранению и продаже готовых лекарственных средств через аптеку и ее структурные подразделения (в том числе лекарств, изготовленных (произведенных) в условиях аптеки) непосредственно гражданам для их личного потребления, заведениям здравоохранения (кроме аптечных заведений), а также предприятиям, учреждениям и организациям без права их дальнейшей перепродажи (приказ № 340).

Требования к организации работы аптечных заведений

Осуществляя хозяйственную деятельность с медикаментами, необходимо соблюдать требования Закона о лекарственных средствах, который регулирует правоотношения, связанные с созданием, регистрацией, производством, контролем качества и реализацией лекарственных средств, определяет права и обязанности предприятий, учреждений, организаций и граждан, а также полномочия в этой сфере органов государственной исполнительной власти и должностных лиц. Законом установлено, что лекарственные средства подлежат обязательной государственной регистрации, кроме изготовленных в аптеках по рецептам врачей и на заказ лечебно-профилактических учреждений из разрешенных к применению действующих и вспомогательных веществ.

Статьей 3 Закона об РРО определено, что субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, обязаны использовать регистраторы расчетных операций. Вместе с тем согласно п. 7 Перечня № 1336 исключением является розничная торговля медицинскими и фармацевтическими товарами на территории села. При этих условиях РРО не применяется, однако обязательно использование книги учета расчетных операций и расчетных книжек.

В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона о лицензировании производство лекарственных средств, оптовая и розничная торговля ими подлежат лицензированию. Порядок получения лицензии определен пунктами 8 и 9 приказа № 340. Этим же приказом установлены и требования к персоналу аптек и помещений аптечных заведений. Органами контроля за соблюдением субъектами хозяйствования Лицензионных условий являются Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств (Гослекинспекция) и ее органы на местах — государственные инспекции по контролю качества лекарственных средств в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, а также Госкомпредпринимательство Украины и его территориальные органы.

Кроме того, аптечные заведения для осуществления деятельности должны уплачивать сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности, то есть приобретать торговый патент. В соответствии с пп. 267.1.2 п. 267.1 ст. 267 Налогового кодекса не являются плательщиками сбора за осуществление торговой деятельности аптеки, находящиеся в государственной и коммунальной собственности. С приобретением льготного торгового патента ведется торговая деятельность исключительно с использованием следующих товаров отечественного производства:

  • готовые лекарственные средства (лекарственные средства, лекарства, медикаменты, предметы ухода, перевязочные материалы и другие медицинские принадлежности), витамины для населения, тампоны, другие виды санитарно-гигиенических изделий из целлюлозы или ее заменителей, ветеринарные препараты, изделия медицинского назначения для индивидуального пользования инвалидами, технические и другие средства реабилитации инвалидов (пп. «в» пп. 267.2.2 п. 267.2 ст. 267 Налогового кодекса);
  • зубные паста и порошки, косметические салфетки, детские пеленки, бумага туалетная, мыло хозяйственное (пп. «г» указанного подпункта).

Ставка сбора за осуществление торговой деятельности устанавливается в следующих пределах: на территории г. Киева и областных центров — от 0,08 до 0,4 размера минимальной заработной платы; на территории г. Севастополя, городов областного значения (кроме областных центров) и районных центров — от 0,04 до 0,2 размера минимальной заработной платы; на территории других населенных пунктов — до 0,1 размера минимальной заработной платы (пп. 267.3.2 п. 267.3 ст. 267). За осуществление деятельности с приобретением льготного торгового патента ставка сбора устанавливается в размере 0,05 размера минимальной заработной платы (пп. 267.3.7 п. 267.3 ст. 267 Налогового кодекса).

Кроме лекарственных средств аптечные заведения имеют право осуществлять торговлю сопутствующими товарами, однако и здесь существуют ограничения. В перечень разрешенных товаров, приведенный в приказе № 577, включены: изделия медицинского назначения; дезинфицирующие средства; предметы личной гигиены; оптика; лечебное, детское и диетическое питание; лечебные косметические средства и другие сопутствующие товары.

Реализуя лекарственные средства и сопутствующие товары, необходимо помнить, что не разрешается:
  • торговля некачественным и фальсифицированным лекарством;
  • торговля лекарственными средствами без наличия соответствующих лицензий и разрешений;
  • реклама лекарственных средств, которые отпускаются по рецепту врача.

Остановимся на последнем пункте подробнее. Недавно Законом № 3235 внесено изменение в Закон о рекламе, согласно которому реклама лекарственных средств, медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации должна содержать текст предупреждения следующего содержания: «Самолікування може бути шкідливим для вашого здоров’я», который должен занимать не меньше 15% площади или объема (продолжительности) всей рекламы.

Бухгалтерский учет

Порядок ведения бухгалтерского учета лекарственных средств регулируется ПБУ 9 и Инструкцией № 291. Для отражения хозяйственных операций с лекарствами используется субсчет 282 «Товары в торговле». Торговля может осуществляться как готовыми (покупными) лекарствами, так и лекарственными средствами индивидуального изготовления (экстемпоральными лекарствами). Стоимость последних состоит из стоимости лекарственных средств, полученных от поставщиков, и расходов на их изготовление и фасовку в соответствии с утвержденными тарифами, приведенными в постановлении № 1548.

Для учета изготовленных лекарств аптеки ведут журнал учета лабораторных работ по форме № 1, где учитываются стоимость сырья, услуг по изготовлению лекарств согласно установленным тарифам, готовой продукции, и журнал учета фасовочных работ по форме № 2, в котором учитывается стоимость работ по расфасовке изготовленных лекарственных средств. На основании данных этих журналов по итогам месяца составляется справка о стоимости дооценки фасовочных и лабораторных работ, подписывают ее материально ответственное лицо и бухгалтер.

Информация, которая содержится в справке, является основой для увеличения стоимости лекарственных средств на расходы по их изготовлению и отражения поступления в товарно-денежном отчете материально ответственного лица. Согласно Инструкции № 291 в бухгалтерском учете эта операция отражается так: дебет субсчета 282 «Товары в торговле» — кредит субсчета 201 «Сырье и материалы».

При отпуске лекарств покупателям через кассу сумма тарифов отдельно не выделяется, поскольку она входит в розничную цену готового товара (лекарств) и списывается по товарно-денежному отчету в виде сданной торговой выручки. Также при расчете реализованной торговой наценки cтоимость тарифов не учитывается, поскольку она в соответствии с требованиями п. 22 ПБУ 9 полностью списывается на себестоимость: дебет субсчета 902 «Себестоимость реализованных товаров» — кредит субсчета 285 «Торговая наценка» методом «сторно». Для большего удобства использования субсчета 285, руководствуясь Инструкцией № 291, на практике его дополняют счетами второго и третьего порядков или вводят новые субсчета с сохранением кодов действующего Плана счетов бухучета.

Что касается формирования отпускных цен, следует отметить, что аптечное заведение, осуществляющее розничную продажу лекарственных средств, формирует продажную цену с учетом установленного предельного уровня розничной торговой наценки в процентах к цене производителя или таможенной стоимости товара.

Относительно первичных документов также существуют определенные требования. В накладных поставщиков на отпуск изделий медицинского назначения должны указываться серия, название лекарственного средства с его полной характеристикой, таможенная стоимость на импортные медикаменты, оптово-отпускная цена с учетом снабженческо-сбытовой наценки.

Налоговый учет

Налог на прибыль

При определении момента возникновения налоговых доходов необходимо обратить внимание на следующее. Согласно п. 137.1 ст. 137 Налогового кодекса доход от реализации товаров признается по дате перехода покупателю права собственности на такой товар. То есть предоплата за товар, факт отгрузки которого еще не состоялся, не влияет на формирование налоговых доходов. Также Налоговый кодекс обязует формировать налоговые расходы в части себестоимости реализованных товаров — по дате, указанной в первичном документе, который подтверждает осуществление плательщиком налога расходов. При этом в соответствии с п. 138.4 ст. 138 этого Кодекса расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, предоставленных услуг.

Поскольку аптечные заведения практикуют реализацию лекарственных средств по льготным рецептам или на бесплатной основе, для регулирования осуществления таких операций необходимо руководствоваться постановлением № 1303, которым установлены перечни групп населения и категорий заболеваний, по которым в случае амбулаторного лечения лекарственные средства отпускаются бесплатно. На условиях льготной или бесплатной реализации разрешено отпускать только лекарства, включенные в перечень лекарственных средств отечественного и иностранного производства, которые могут закупать заведения и учреждения здравоохранения, полностью или частично финансируемые из государственного и местных бюджетов, утвержденный постановлением № 1071. Расходы, связанные с отпуском лекарственных средств бесплатно и на льготных условиях, относятся на счет общих ассигнований, предусмотренных соответствующими бюджетами. Также их возмещают местные органы или учреждения здравоохранения на основании заведенных реестров. Реестры составляются аптечными заведениями и подаются в территориальные медицинские объединения.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с пп. 197.1.27 п. 197.1 ст. 197 Налогового кодекса освобождаются от обложения НДС операции по поставке:

  • лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными заведениями);
  • изделий медицинского назначения по перечню № 867 (вступил в силу 16.08.2011 г.).

В Государственном реестре лекарственных средств содержатся сведения о лекарственных средствах, разрешенных для производства и применения в Украине, а именно о: торговом, международном непатентованном и синономичном наименовании лекарственного средства; производителе лекарственного средства; химическом названии и составе, показаниях, профилактических мерах, побочных действиях; форме выпуска, способе применения и дозировке, сроках и условиях хранения, условиях отпуска; дате и номере приказа Минздрава Украины о регистрации и перерегистрации, сроке действия регистрации; полном (временном) запрете применения и исключении из Реестра.

Изделия медицинского назначения, обозначенные в перечне № 867 знаком «*», должны применяться для медицинского назначения и иметь соответствующую маркировку.

Пунктом 198.4 ст. 198 Налогового кодекса установлено, что если плательщик налога приобретает (изготовляет) товары/услуги и необоротные активы, предназначенные для их использования в операциях, которые не являются объектом налогообложения или освобождаются от налогообложения, то суммы налога, уплаченные (начисленные) в связи с таким приобретением (изготовлением), не относятся к налоговому кредиту указанного плательщика.

В случае если приобретенные и/или изготовленные товары/услуги частично используются в налогооблагаемых операциях, а частично — нет, в суммы налога, которые плательщик имеет право отнести к налоговому кредиту, включается та доля уплаченного (начисленного) при их приобретении или изготовлении налога, которая соответствует доле использования таких товаров/услуг в налогооблагаемых операциях (п. 199.1 ст. 199 Налогового кодекса). Такими могут быть коммунальные услуги, услуги связи и Интернета, арендная плата, ремонт и обслуживание техники и т. п.

Согласно ст. 199 Налогового кодекса доля использования уплаченного (начисленного) налога по приобретенным (ввезенным) товарам (услугам) между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциями определяется в процентах как отношение объемов поставки налогооблагаемых операций (без учета сумм налога) за предыдущий календарный год к совокупным объемам поставки облагаемых и не облагаемых налогом операций (без учета сумм налога) за этот же предыдущий календарный год. Определенная в процентах величина применяется в течение текущего календарного года.

По итогам календарного года плательщик налога осуществляет перерасчет доли использования товаров/услуг в налогооблагаемых операциях исходя из фактических объемов проведенных в течение года облагаемых и не облагаемых налогом операций.

Также следует помнить, что перерасчет доли использования необоротных активов в налогооблагаемых операциях осуществляется по результатам 12, 24 и 36 месяцев их использования (п. 199.4 ст. 199 Налогового кодекса).

Рассмотрим на примере отражение в бухгалтерском и налоговом учете операций по приобретению и реализации лекарственных средств аптечным заведением.

♦ Пример

В августе 2011 г. аптека «Моя семья» закупила лекарства на суммугрн., за их транспортировку уплачено 900 грн., в том числе НДС 20% — 150 грн., закуплены сопутствующие товары на суммугрн., в том числе НДС 20% — 3000 грн., начислена торговая наценка на лекарственные средствагрн., на сопутствующие товары — 6000 грн. Стоимость остатка товара в аптеке на 01.08.2011 г. (дебетовое сальдо субсчета 282) —грн., торговая наценка (кредитовое сальдо по субсчету 285) —грн., транспортно-заготовительные расходы (дебетовое сальдо субсчета 289) — 1000 грн. Выручка от реализации товаров за август составляетгрн., в частности от продажи сопутствующих товаров —грн., в том числе НДС 20% — 2500 грн. Стоимость фасования лекарств и упаковочных материалов — 1800 грн. За этот период уплачена стоимость аренды и коммунальных услуг в сумме 4800 грн., в том числе НДС 20% — 800 грн. Данные о реализации товаров следует брать из товарно-кассового отчета.

Отпущены лекарственные средства по бесплатным рецептам на сумму 3000 грн., по льготным с оплатой 50% — на сумму 2000 грн. Получена компенсация из бюджета — 4000 грн. Получены наличные в кассу от покупателей — 1000 грн.

Отпущены лекарства с торговыми скидками (по карточкам на скидки) на сумму 7000 грн. Из них: стоимость лекарств, цены на которые не подлежат государственному регулированию, составляет 5000 грн., скидка 20% — 1000 грн. (уплачено в кассу 4000 грн.); стоимость лекарств, цены на которые подлежат государственному регулированию, — 2000 грн., скидка 5% — 100 грн. (уплачено в кассу 1900 грн.).

Приведенные операции в бухгалтерском и налоговом учете необходимо отражать следующим образом (таблица):

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/3567